Никон (3)

При нём патриаршья власть смогла усилиться до высшей степени. Патриарх являлся не номинальным, а действительным только «великим государем», окружив себя царским величием и пышностью. Он себе выстроил новый дворец, употребив все средства того искусства для благолепия богослужения и украшения соборов. Никона боялись бояре, которых он без всякого стеснения обличал и поступал с ними самовластно. На богатые средства патриарх увеличил собственные домовые богадельни, жертвовал на тюрьмы и раздавал ручную богатую милостыню. В разное время им были основаны три монастыря. Самым знаменитым из них является расположенный в окрестностях Москвы Новый Иерусалим.
Начиная с первых дней своего пребывания у власти, патриарх себя повёл далеко не так, как от него ожидало большинство его прежних единомышленников. Никоном были оборваны с ними все связи, их не велено было даже впускать в приёмную патриаршего дворца.
Но не столько из-за личной обиды, сколько из-за принципиальных соображений, многие «ревнители благочестия» стали непримиримыми врагами нового патриарха. О т него ждали действенных мер, которые были бы направлены на то, чтобы укрепить внутренние порядки, унифицировать книги и обряды.
И патриарх начал исправлять церковные порядки. Однако делал он это не по древнерусским (как этого ожидали «ревнители»), а по древнегреческим, полагая, что это сделает Русскую церковь центром мирового христианства и противопоставит «латинству» (католичеству).
Но вскоре, пыл реформатора у Никона начал постепенно угасать. Для него главным было собственное исключительное в государстве положение. Никон был вдохновлён образом патриарха Филарета, который имел, как церковную, так и высшую государственную власть.
Никон в собственных притязаниях на неограниченную власть ощущал, что его поддерживает высшее духовенство, сильно раздражённое мерами правительства, которые были направлены на ограничение доходов и привилегий церкви ( по соборному уложению 1649 года к государству перешли все «белые» городские дворы и слободы монастырей, а церкви запрещалось приобретать новые земли).

далее




Никон

В мае 1605 года, когда начиналась Смута в Московском государстве, в мордовском селе …
Далее

Обрядовые особенности

Отличия службы «древлеправославной от «новообрядческой»: Применение дв…
Далее

Соловецкое сидение

Церковный собор 1666-1667 годов стал в истории раскола поворотным пунктом. Из-за решен…
Далее

(495)353-3682