Соловецкое сидение (2)

Высшие церковные иерархи увещевали сестёр, требовали причаститься по новым служебникам, на что Морозова отвечала: «Враг божий Никон собственными ересями, как блевотиною наблевал, а вы ныне сквернение то его полизаете; явно, что вы тоже подобны ему». Урусова и Морозова были подвергнуты пытке, но они так и не отреклись от старой веры. Тогда они были отправлены в Боровск и посажены там в подземелье. Аввакум одобрял женщин, как мог, однако судьба у сестёр сложилась печально – их уморили голодом.
На старообрядческую сторону встали некоторые монастыри, в частности, очень почитаемая православная обитель – Соловецкий монастырь. Монахи этого монастыря, где не ужился Никон, когда был простым иноком, не стали принимать церковные реформы, в бытность его патриархом. Когда сюда прислали новопечатные книги, они были спрятаны, не переплетённые, в казённую палату, а затем на общем собрании было постановлено отнюдь не принимать нынешних служебников. Архимандрит Илья со слезами тогда говорил богомольцам, которые совершали паломничество в известную обитель: «Видите братья, последнее время: новые учители встали, от отеческого предания и православной веры отвращают нас, и велят служить нам на ляцких крыжах и по новым служебникам». Некоторые монахи колебались и не желали подписывать приговор отказа от новопечатных учебников – «так архимандрит на нас закричал со своими советниками, словно дикие звери: «Хотите еретическую латинскую службу служить! Не выпустим живых из трапезы!». Мы испугались и приложили руки».
Н. М. Никольский, написавший «Истории и русской церкви», полагал, что нежелание принимать новые служебники, можно было объяснить тем, что большая часть духовенства просто не могло переучиваться: «Сельское духовенство, малограмотное, которое училось службам со слуху, от новых книг должно было или отказаться, или же уступить своё место новым священникам, ибо ему переучиваться было немыслимо». В этом же положении находилось и большинство духовенства города, даже монастыри. Монахи из Соловецкого монастыря в своём приговоре выразили это напрямик, не делая никаких оговорок: «Навыкли мы служить божественные литургии по старым служебникам, по каким мы сначала учились и привыкли, а сейчас по этим служебникам, мы, старые священницы, очередей недельных своих держати не сможем, и по служебникам новым по своей старости не сможем учиться же…» И вновь, и вновь рефрен повторял в том приговоре слова: «мы священницы и дьяконы маломочны и ненавычны грамоте, и к учению косны», по новым книгам «нам, непереимчивым и косным чернецам, сколько не учитца, а не навыкнуть…»

далее

 admiral xxx 2


Никон

В мае 1605 года, когда начиналась Смута в Московском государстве, в мордовском селе …
Далее

Обрядовые особенности

Отличия службы «древлеправославной от «новообрядческой»: Применение дв…
Далее

Соловецкое сидение

Церковный собор 1666-1667 годов стал в истории раскола поворотным пунктом. Из-за решен…
Далее

(495)353-3682